Олимпиадные задания для 9 класса по химии

Тестовые задания
2008-2009 учебный год
1.Какая из реакций неосуществима на практике:
а) S + О2 ;  б) Fе + О2 ;  в) СО + О2 ; г) СО2 + О2 .
2.В растворах кислот:
а) фенолфталеин малиновый;
б) метилоранж желтый;
в) лакмус красный;
г) лакмус синий.
3.Укажите пару веществ, не взаимодействующих между собой:
а) Аl(ОН)3 и NаОН;
б) Р2О5 и NаОН;
в) SiО2  и К2О;
г) Р2О5 и SiО2.
4.Атомы изотопов хрома различаются:
а) числом нейтронов;
б) порядковым номером в Периодической системе;
в) числом электронов;
г) числом протонов.
5.Выберите схему получения гашеной извести:
а) СаО + С → ;б) СаО + Н2О → ;
г) СаСО3 + С →.
в) СаСО3 (t0)→;
6.Наибольшее число атомов содержится в объеме 10 дм3 (н.у.) газа, название которого:
а) озон;  б) азот;  в) кислород;  г) гелий.
7.С сульфатом цинка в водном растворе взаимодействует каждое из веществ, формулы которых:
а) НСl, NаNО3, О2;
б) СuО, Сu(ОН)2, СuСl2;
в) КОН, Nа2SiО3, К2СО3
г) Сu(ОН)2, Nа2S, Н2.
8.Укажите формулу простого вещества, которое растворяется в щелочи, но не растворяется при комнатной температуре в концентрированной азотной кислоте:
а) Аl;  б) Zn;  в) Са;  г) Nе.
9.Формулы только слабых кислот приведены в ряду:
а) НNО3, НF,  НСl;
б) НF,  НNО2, Н2S;
в) Н2S, Н2SО4, НNО3;
г) Н2SО4, НСl, НF.
10. Степень окисления одного из атомов равна нулю в: :
а) Н2О2;  б) СО(NН2)2;  в) СН2Сl2;  г) FеS2.


2009-2010 учебный год

1.Заряд иона, в состав которого входит 18 электронов и 19 протонов, равен:
а) +1;    б) -18;    в) +19;    г) -1.
2.Элементу-неметаллу, электронная конфигурация внешнего энергетического уровня которого в основном состоянии 3s23p2, соответствует высший оксид состава:
а) ЭО4;    б) ЭО2;    в) Э2О;    г) Э3О4.
3.Укажите число молекул воды в формульной единице кристаллогидрата сульфата меди (II) с относительной формульной массой 250:
а) 5;    б) 7;     в) 3;     г) 1.
4.Наибольшее число атомов содержится в объеме 10 дм3 (н.у.) газа, название которого:
а) озон;  б) азот;  в) кислород;  г) гелий.
5.Для осуществления превращений по схеме СО2Nа2СО3  → СО2 → С
необходимо последовательно использовать вещества или растворы веществ, формулы которых:
а) Nа, Н2О, Н2;
б) NаОН, НСl, Мg;
в) Nа24, Н2О, О2;
г) NаОН, Nа24, Fе2О3.
6.Нуклиды одного и того же химического элемента могут различаться числом:
а) протонов в ядре атома;
б) нейтронов в ядре атома;
в) электронов;
г) электронов на внешнем энергетическом уровне.
7.При растворении в воде щелочного металла массой 1,75 г выделился водород объемом 2,8 дм3 (н.у.). Укажите символ металла:
 а) Сs;    б) Rв;    в) К;    г) Li.
8.Как оксид алюминия, так и оксид серы (VI) могут реагировать с:
а) Н2О;    б) Р2О5;    в) СаО;    г) N2О5.
9.Укажите знак химического элемента, в атоме которого на два электрона больше, чем в ионе S2-:
а) К;    б) Са;    в) Si;    г) Аr.
10.В каком объеме дм3 (н.у.) N2 содержится такое же количество электронов, как и в NН3 массой 3,4 г?

а) 1,6;    б) 3,2;    в) 4,8;    г) 5,6.
2009-2010 учебный год
1.Заряд иона, в состав которого входит 18 электронов и 19 протонов, равен:
а) +1;    б) -18;    в) +19;    г) -1.
2.Элементу-неметаллу, электронная конфигурация внешнего энергетического уровня которого в основном состоянии 3s23p2, соответствует высший оксид состава:
а) ЭО4;    б) ЭО2;    в) Э2О;    г) Э3О4.
3.Укажите число молекул воды в формульной единице кристаллогидрата сульфата меди (II) с относительной формульной массой 250:
а) 5;    б) 7;     в) 3;     г) 1.
4.Наибольшее число атомов содержится в объеме 10 дм3 (н.у.) газа, название которого:
а) озон;  б) азот;  в) кислород;  г) гелий.
5.Для осуществления превращений по схеме СО2Nа2СО3  → СО2 → С
необходимо последовательно использовать вещества или растворы веществ, формулы которых:
а) Nа, Н2О, Н2;
б) NаОН, НСl, Мg;
в) Nа24, Н2О, О2;
г) NаОН, Nа24, Fе2О3.
6.Нуклиды одного и того же химического элемента могут различаться числом:
а) протонов в ядре атома;
б) нейтронов в ядре атома;
в) электронов;
г) электронов на внешнем энергетическом уровне.
7.При растворении в воде щелочного металла массой 1,75 г выделился водород объемом 2,8 дм3 (н.у.). Укажите символ металла:
 а) Сs;    б) Rв;    в) К;    г) Li.
8.Как оксид алюминия, так и оксид серы (VI) могут реагировать с:
а) Н2О;    б) Р2О5;    в) СаО;    г) N2О5.
9.Укажите знак химического элемента, в атоме которого на два электрона больше, чем в ионе S2-:
а) К;    б) Са;    в) Si;    г) Аr.
10.В каком объеме дм3 (н.у.) N2 содержится такое же количество электронов, как и в NН3 массой 3,4 г?
а) 1,6;    б) 3,2;    в) 4,8;    г) 5,6.

2010-2011 учебный год

1.     Оксид с наиболее ярко выраженными основными свойствами:
1) А12О3;   2) Na2О;   3) K2О;   4) MgO.
2. Деталь, изготовленную из алюминия, массой 5,4 г опустили в сосуд с водой. Объем вытесненной воды составил 2,0 см3. Плотность алюминия равна:
1) 10,8 г/см3;     2) 2,7 г/см3;     3) 0,37 г/см3;     4) 2,7см3/г.
3. При растворении в воде щелочного металла массой 0,78 г выделился водород объемом 224 см3. Этот металл:
1) Li;      2) Na;      3) Rb;      4) К.
4. Число атомов в образце СО объемом (н.у) 22,4 дм3 составляет:
1) 2 моль;     2) 1,204 • 1023;     3) 1,204 • 10-24;     4) 1,204 • 1024.
5. Укажите все ряды, в которых убывают неметаллические свойства:
а) С, N, F;   б) Se, S, О;   в) N, Р, As;   г) F, N, С;   д) Cl, S, Р:
1) в, г, д;     2) а, б;     3) в, г;     4) а, б, г.
6. В сплаве на один атом магния приходится три атома алюминия. Массовая доля алюминия в сплаве равна:
1) 77 %;     2) 23 %;     3) 0,077;     4) 75%.
7.Укажите все вещества, которые имеют молекулярное строение:
а) метан;
г) оксид углерода (II);
б) оксид углерода (IV);
д) оксид натрия;
в) оксид кремния (IV);
е) хлорид калия.

1) а, г;   2) а, б, в, г;    3) в, д, е;    4) а, б, г.
8. Массовая доля серной кислоты в растворе, полученном при растворении в воде массой 92 г оксида серы (VI) массой 8,0 г, равна:
1) 0,98;      2) 8%;    3) 0,8;       4) 9,8%.
9. Укажите самый легкий газ:
1) NH3;    2) Аr;    3) N2О;    4) О2.
10. Хлорид неизвестного металла растворили в воде. К полученному раствору пос­тепенно добавляли раствор щелочи. Вначале выпал осадок, который растворился при внесении дополнительных порций щелочи. Хлоридом неизвестного металла мог быть:
1) СuС12;    2) NaCl;    3) А1С13;    4) MgCl2.

2011-2012 учебный год

1. Оба оксида азота в паре являются несолеобразующими:
1) N2O и NO;   2) N2O3 и NO;   3) NО2 и N2О5;   4) N2О и N2О5.
2. Число атомов, которые могут выступать акцепторами электронных пар в ряду: Не, В, Сu, Н, Fe, F, Ne, равно:
1) 2;     2) 3;     3) 4;     4) 5.
3. Кислотные свойства водных растворов галогеноводородов постепенно усилива­ются в ряду:
 НС1, HBr, HF, HI;.
 HF, HC1, HBr, HI;
 HI, HBr, HC1, HF;
4) HC1, HF, HBr, HI.
4. Массовая доля железа в составе руды с массовой долей FeS2 90 % равна:
1) 51,9 %;   2) 47,7 % ;   3) 42,0 % ;   4) 58,0 % .
5. Число веществ, с которыми реагирует водный раствор К2СО3, в ряду: HC1, О2, Ва(ОН)2, СаС12, СО2, NaOH, СН3СООН, равно:
1) 5;      2) 4;      3) 3;      4) 2.
6. Укажите гидроксид с наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:
1) Н3РО4;    2) А1(ОН)3;   3) НС1О4;    4) H2SiО3.
7. Отметьте схему реакции, в которой атомы хлора являются и окислителем, и восстановителем:
1) С12 + Н2О →;
2) HCl + AgNО3 →;
3) Fe + C12 →;
4) NH3 + НС1 →.
8. Плотность натрия равна 0,971 г/см3. Объем образца натрия массой 3 г равен:
1) 0,327 см3;    2) 3,090 см3;    3) 2,913 см3;    4) 0,3090 см3.
9. Концентрированная азотная кислота реагирует с медью согласно схеме:
HNО3 + СuCu(NО3)2 + NО2 + Н2О.
Число электронов, которое перейдет от восстановителя к окислителю при взаимодействии меди массой 6,4 г с избытком азотной кислоты, составит:
1) 6,02 1022;     2) 1,204 • 1022;     3) 0,2 моль;   4) 1,204 • 1023.
Тест 10. Число электронов в составе иона СО32- равно:
1) 16;       2) 32;       3) 14;     4) 30.

Теоретические  задания

2008-2009 учебный год

Задача 9-1

При растворении 5,38 г кристаллогидрата сульфата цинка
ZnSО4 х Н2О в 92 см3 воды получен раствор с массовой долей сульфата цинка 0,0331. Установите формулу кристаллогидрата (величину х).

Задача 9-2

         Сосуд, заполненный оксидом углерода (IV), имеет массу 422 г. Этот же сосуд, заполненный аргоном, имеет массу 420 г. Если же сосуд наполнить смесью, содержащей 50% (по объему) аргона и 50% газа х, то его масса составит 417 г. Определите массу сосуда, его объем и молярную массу газа х, если опыты проводились при н.у.

Задача 9-3

Экспериментально найдено, что некоторое вещество с молярной массой 116 г/моль содержит (23±2)% азота. Требуется уточнить массовую долю азота.

Задача 9-4

         В твердом остатке, полученном после частичного термического разложения перманганата калия, на два атома марганца приходится семь атомов кислорода. Вычислите массовую долю перманганата калия в этом остатке.

Задача 9-5

         Юный химик прочитал в алхимической рукописи: «Я нашел в горах непрозрачный зеленый камень и решил узнать, можно ли из него получить какой-нибудь металл. Я раздробил его, смешал с углём и стал нагревать. Сначала камень почернел, а затем в тех местах, где он соприкасался с раскаленным углём, блеснул металл красного цвета, я собрал кусочки металла и вновь нагрел их, металл потускнел. Юный химик рассмеялся: «Непрозрачный зеленый камень известен всем, кто читал сказку о хозяйке Медной горы».
         Составьте уравнения реакций, о которых идет речь в алхимической рукописи.

2009-2010 учебный год

Задача 9-1

Кремний в природе встречается в виде трех стабильных изотопов 30Si, 29Si, 28Si, причем массовая доля последнего равна 92,2%.
а) Рассчитайте массовые доли названных изотопов в природной смеси.
б) По справочным данным, массовые доли указанных изотопов равны 3,1%; 4,7% и 92,2% соответственно. Почему они отличаются от рассчитанных вами? Дайте мотивированное объяснение этому факту.

Задача 9-2

         4 г смеси карбонатов натрия и калия обработали серной кислотой. При этом получили 5,12 г смеси сульфатов металлов. Определите массовые доли веществ в исходной смеси.

Задача 9-3

         Оксид натрия массой 6,2 г растворили 100 см3 воды (раствор 1). Затем в раствору (1) приливали соляную кислоту с массовой долей 0,1 (10%) до тех пор, пока реакция среды не стала нейтральной (получен раствор 2). Определите массовые доли веществ в растворах 1 и 2 и массу раствора соляной кислоты, пошедшей на нейтрализацию.

Задача 9-4

         Плотность газовой смеси, состоящей из СО и СО2, по воздуху равна 1,214. Определите объемные и массовые доли газов в смеси.

Задача 9-5

         Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка и немного известковой воды. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему?


2010-2011 учебный год

Задача 9-1

Юный химик получил от мамы задание купить в магазине литр пищевого уксуса (массовая доля уксусной кислоты СН3СООН 9%) для домашнего консервирования. Придя в магазин, он обнаружил, что в продаже есть только уксусная эссенция (массовая доля уксусной кислоты 70%). Юный химик решил, что сможет самостоятельно приготовить из нее пищевой уксус, и купил бутылочку объемом 150 мл. Дома в справочнике ему удалось найти следующие данные: плотность 9% раствора уксусной кислоты – 1,012 г/мл, плотность 70% уксусной кислоты – 1,069 г/мл. Из оборудования у юного химика имеются только мерные цилиндры различного объема.
а) Какие правила техники безопасности следует соблюдать при приготовлении разбавленных растворов из концентрированных кислот?
б) Какое из доступных в домашнем хозяйстве веществ следует иметь под рукой юному химику на случай попадания брызг кислоты на кожу или в глаза? Сколько (моль) этого вещества потребуется для нейтрализации всей купленной эссенции?
в) Хватит ли у юного химика эссенции для приготовления требуемого количества уксуса?
Ответ подтвердите расчетом.

Задача 9-2
После полного разложения гидроксида цинка масса твердого остатка уменьшилась на 7,2 г по сравнению с исходной.
Какой объем азотной кислоты с массовой долей вещества 20% (ρ = 1,115 г/мл) необходим для растворения такого же количества гидроксида цинка?

Задача 9-3

Взаимодействуют гидроксид калия химическим количеством 1,5 моль и оксид фосфора (V) химическим количеством 0,6 моль.
Определите химическое количество полученной соли (солей).

Задача 9-4
Имеются равные порции смеси Al, Mg, Fe и Zn, каждая массой 7,40 г. Одну порцию полностью растворили в соляной кислоте и по­лучили 3,584 дм3 (н.у.) газа, другую – в избытке раствора щелочи и получили 2,016 дм3 (н.у.) газа. Известно, что на 1 атом Al в обеих смесях приходится 3 атома Zn.
Найдите массовые доли металлов в их смеси.


2011-2012 учебный год

Задача 9-1
Определите массу водного раствора сульфата натрия, содержащего 30,10 • 1022 атомов натрия и 6,02 • 1024 атомов водорода.

Задача 9-2



 
С помощью каких химических реакций можно осуществить превращения по схеме?
при условии, что А – простое вещество, Б, В, Г, Д, Е – сложные вещества, содержащие атомы элемента А?
На­пишите уравнения реакций.

Задача 9-3
Определите состав и химическое количество веществ, для слу­чаев, когда между собой реагируют:
а) 0,2 моль Са(НСО3)2 и 0,3 моль КОН;
б) 0,8 моль Ва(ОН)2 и 0,3 моль Р2О5;
в) 0,1 моль Ва3(РО4)2 и 0,2 моль H2SО4.

Задача 9-4
Цинк растворили в соляной кислоте. Массовая доля НС1 в конечном растворе оказалась на 10 % меньше, чем в исходном растворе.
Определите массовую долю хлорида цинка в конечном растворе.

Задача 9-5
Римский врач и философ Диоскорид Педаний (I в. н. э.) использовал в качестве лекарства от кожных болезней белое вещество волокнистого строения – «философскую шерсть». Позже европейские алхимики              XV-XVI вв., обсуждая свойства «философской шерсти», отмечали, что это вещество «исчезает» не только в кислотах и щелочах, но даже в вод­ном растворе аммиака. При нагревании «философская шерсть» станови­лась желтой, а на холоде снова белела. Прокаливая «шерсть» с углем, можно было превратить ее в серебристый жидкий металл, добавка кото­рого к меди давала сплав, цветом похожий на золото...
         Что же такое «философская шерсть»?
         Приведите соответствующие уравнения реакций.
         Назовите сплав.